Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
19 ноября 2019
221

Масштабы теневой экономики Советского Союза и современной России

Определение и виды теневой экономики

 

Теневая экономика стала неотъемлемой частью современного рыночного хозяйства, ее масштабы зависят от эффективности или неэффективного государственного регулирования экономических процессов, степени развития рыночных институтов, соблюдения предпринимателями законодательных норм и действенности административного и правоохранительного надзора и др.

Любое регулирование хозяйственной деятельности невозможно без ограничений, но избыточные ограничительные меры, как правило, провоцируют предпринимателей на нарушение законодательных норм, особенно если это влияет на размеры их доходов.

Как правило, рост теневой сферы в экономике является ответом бизнеса на попытки государства увеличить налоговую нагрузку на бизнес или административными методами ограничить свободу рынка и частного предпринимательства.

Согласно «кривой Лаффера»[1], которая отражает корреляцию между уровнем налогов и доходами бюджета, превышение налоговых изъятий у хозяйствующих субъектов выше 50% приводит к тому, что часть предпринимателей сворачивают свою деятельность, а другая часть уходит «в тень».

Теневую экономику эксперты определяют как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или административного надзора.

Таким образом понятие «тени», «ухода в тень» означает сознательное сокрытие или искажение информации хозяйствующими субъектами о результатах своей экономической деятельности.

В 1993 г. в ООН была принята очередная версия системы национальных счетов[2] (СНС-93), получившая название «голубой книги».

В этой системе национальных счетов была дана классификация видов теневой экономики, которая подразделялась на:

  • скрытую экономику;
  • неформальную (неофициальную) экономику;
  • нелегальную (подпольную) экономику.

Скрытая экономикаэто законная экономическая деятельность, которая скрывается или преуменьшается, хозяйствующими субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных бюрократических процедур, в том числе статистической отчетности и др.

Такой вид теневого сектора существует практически во всех отраслях экономики и часто называется «бело воротничковая» экономика.

Неформальная (неофициальная) экономика – представляет собой совокупность предприятий, по производству товаров и услуг, организованных и действующих на незаконных основаниях.

Это предприятия с неформальной занятостью, деятельность работников которых не оформляется юридически. Так правило, такие предприятия возникают в сфере домашних хозяйств. Этот род деятельности называют «серой» экономикой.

К нелегальной (подпольной) деятельности относятся субъекты, занятые производством и сбытом товаров и услуг, официально запрещенных законом.

К таким сферам относятся производство сбыт оружия, наркотиков, торговля людьми, контрабанда товаров, проституция и др. Такую деятельность называют криминальной или «черной экономикой».

К этой же категории относят хозяйствующие субъекты, которые не имеют права заниматься тем или иным видом деятельности. Например, практикующие врачи, не имеющие лицензии и др.

 

Методы оценки теневого сектора

 

Если бы можно было точно измерить масштабы теневой экономики, то она бы перестала быть таковой. В мировой практике существуют различные методы и способы оценки масштабов теневого сектора в национальных экономиках.

Традиционно масштабы теневого сектора экономики оцениваются путем выявления расхождений в системе национальных счетов (метод корректировки ВВП), анализом динамики рынка труда (итальянский метод), структуры энергопотребления (метод физических затрат), скорости обращения денег, соотношения наличных и безналичных расчетов (монетарный метод), анализа доходов и расходов населения и др.

Один из основных способов оценки теневой деятельности - монетарный основан на данных о наличии денег в обращении на основе предположения. Сравнение доли оплаты товаров и услуг наличными деньгами и электронными средствами (банковские карты, электронные кошельки и др.).

Очевидно, что использование наличных денег, и особенно наличных денег крупного достоинства, тесно связано с незаконной деятельностью и теневым бизнесом.

В настоящее время методология исследование теневой экономики, как правило, дополняется анализом основных макроэкономических показателей, опросом предпринимателей и заключениями экспертов.

Новым направлением в анализе масштабов теневого сектора стало построение эконометрических многофакторных моделей, на основе предварительных исследований с использованием больших баз данных.

Все это позволяет выделить теневые потоки, дифференцировать их в системе национальных счетов и соответственно оценить масштабы этого явления.

 

Масштабы теневой экономики в Советском Союзе

 

В Советском Союзе при существовании централизованной плановой системы хозяйства теневая экономика долгое время была мало заметной и не оказывала существенного влияния на официальные макроэкономические показатели социально-экономического развития страны. 

Теневая сфера экономика и подпольные предприниматели появились в Советском Союзе после завершения реализации новой экономической политики (НЭП), проводившейся в период 1921-1931 гг.

Законодательно действие НЭПа было прекращено 11 октября 1931 г., когда было принято постановление Совета Министров СССР о полном запрете частной торговли в СССР.[3]

Официальная ликвидации частной собственности на средства производства, частной торговли и внедрение плановых методов управления народным хозяйством дали толчок развитию теневого сектора экономики.

Однако в период правления И.В. Сталина (1924-1953) многие эксперты отмечают достаточно низкий уровень теневого сектора в экономике Советского Союза, который проявлялся в основном в торговой сфере и был связан с деятельностью артелей и кустарей.

Основным видом индивидуального предпринимательства в то время было мелкотоварное производство в форме промысловых артелей, сельскохозяйственных артелей (колхозов)[4], кустарей одиночек, т.е. фактически предприятия малого и среднего бизнеса.

К концу 50-х годов прошлого века в СССР было зарегистрировано около 150 тыс. артелей (кооперативов) и частников-кустарей. Число занятых в этом секторе составляло около миллиона человек.

Очевидно, что в то время артельщики и кустари, как классово чуждый социализму и априори сомнительный элемент, находились под чутким надзором правоохранительных органов.

Власти мирились с существованием частного сектора в экономике. Процветавшие в тот период репрессии, на корню пресекали всякую нелегальную коммерческую деятельность. Но команды на тотальную ликвидацию этого социального-экономического слоя общества так и не поступило.

Некоторые эксперты считают, что в период нахождения у власти И.В. Сталина, как таковой подпольной экономики в СССР почти не было.

После смерти И.В. Сталина и разоблачения его культа личности прекратились массовые репрессии.  Началась так называемая хрущевская оттепель, которая сопровождалась повышением спроса на потребительские товары и услуги. 

Однако, придя к власти в 1954 г. Н.С. Хрущев рядом своих непродуманных решений создал более благоприятную почву для теневой экономики и спровоцировал её интенсивное развитие.

При Н.С. Хрущеве произошло резкое сокращения негосударственного сектора экономики. Была ликвидирована промысловая кооперация, колхозы преобразовали в совхозы, запретили личные подсобные хозяйства.

Но самым губительным для экономики было принятие новых законов, которые вводили ограничения на ведение личного подсобного хозяйства, в том числе запрет на содержание крупного и мелкого домашнего скота.

В период своего правления Н.С. Хрущева (1953-1964), фактически уничтожил мелкотоварное производство, в результате чего на его место пришли теневики, создававшие подпольное производство дефицитных товаров, которые в народе получили название «цеховики».

Таким образом государство само спровоцировало рост теневого сектора экономики. Население нуждалось в товарах, которые ранее производились в негосударственных секторах. Выпуск этих товаров ушел в теневой сектор. Государство лишилось значительной части доходов бюджета.

В этот период ужесточились уголовные наказания за нелегальную деятельность, в том числе за спекуляцию и торговлю валютой. За это преступление могли приговорить к высшей мере наказания.

Однако, не смотря на значительный рост подпольного производства и спекулятивной торговли в 60 и 70-е годы прошлого столетия масштабы теневой экономики в СССР оценивалась примерно в 3%-4% ВВП.

Наиболее интенсивный рост теневой экономики в Советском Союзе начался в период так называемого застоя при руководстве страной Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым (1966-1982).

В условиях дефицита многих товаров и услуг в стране активно стало развиваться подпольное производство и незаконная торговля потребительскими товарами.

Неформальные и нелегальные виды экономической деятельности получили широкое распространение. Процветали так называемые «цеховики», «спекулянты» и «фарцовщики».

Происходило сращивание подпольных производственных структур с криминальным миром. Резко возросла коррупция, в том числе в партийных органах, в системе исполнительной власти и правоохранительных структурах. 

С середины 70-х годов прошлого столетия в СССР анализом причин возникновения и масштабов проявления теневой экономики занимались ученые Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР.[5]

В результате таких исследований отмечалось, что темпы роста нелегальной экономики были в десятки раз выше роста официального ВВП. По оценкам экспертов этого института почти за тридцать лет правления Л.И. Брежнева экономика СССР выросла в 3,6 раза, а теневая экономика — в 14 раз.

К концу правления Л.И. Брежнева масштабы нелегального предпринимательства в Советском Союзе в начале 80-х годов прошлого столетия выросли в десятки раз и оценивались примерно в 20%-30% ВВП.[6]

В период так называемой перестройки под руководством М.С. Горбачева (1985-1991) существовало мнение, что теневая экономика — это порождение присущее исключительно советской социалистической системе хозяйствования, основанной на централизованном планировании экономики. 

Считалось, что по мере продвижения страны к цивилизованному рынку масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной возрастать и доминировать.

Ликвидировать теневой сектор предполагалось путем перехода к рыночной системе хозяйствования, либерализации экономики и введения института частной собственности и приватизации государственных предприятий.

Однако, после распада Советского Союза и проведение либеральных экономических реформ, шоковой терапии и ускоренной приватизации государственной собственности в современной России эффект оказался противоположным. Теневой сектор в экономике России до сих пор сохраняется на достаточно высоком уровне.

 

Масштабы теневой экономики в современной России

 

В настоящее время анализом масштабов теневого бизнеса в мире и по отдельным регионам и странам занимаются национальные статистические органы, правоохранительные структуры и многие международные финансовые и научно-исследовательские профессиональные организации.

В частности, в одном из последних аналитических исследовании, подготовленном Международным валютным фондом (МВФ) в 2017 г. средний уровень теневой экономики в России в период 1991—2015 гг. оценивался в 38,4% ВВП.[7]

Таким образом, основываясь на результатах этого исследования показатель теневой экономики в России оказался выше, чем в среднем для 158 стран мира (31,9%).

Таблица №1

Динамика изменения уровня теневой экономики России

(% от ВВП)                        

Годы

% от ВВП

1991

39,7

1992

31,5

1993

41,5

1994

45,0

1995

45,6

1996

46,8

1997

48,7

1998

47,7

1999

42,0

2000

41,9

2001

40,8

2002

40,8

2003

40,1

2004

37,7

2005

36,4

2006

35,5

2007

34,6

2008

32,6

2009

36,8

2010

33,7

2011

32,0

2012

31,9

2013

32,2

2014

31,0

2015

33,7

1991-2015

38,4

 

Источник: Medina L., Schneider F., shadow Economies Around the World: IMF Working Paper 24/01/ 2018

По данным этого исследования своего пика показатель доли теневого сектора в ВВП в современной России достиг в 1997 г. и составлял 48,7%. После финансового кризиса 1998 г. уровень теневой экономики сократился до 40%.

Самый низкий уровень теневой экономики в 32 % был зафиксирован в экономике России в 2008 г. накануне глобального финансово-экономического кризиса.[8]

Примерно на таком же уровне уценивают теневую экономики России и другие авторитетные исследовательские международные организации.

В 2017 г. международная Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA)[9], подготовила исследование, посвященное оценке современного состояния и прогнозу развития глобальной теневой экономики до 2025 г.[10]

Эксперты использовали метод сканирования горизонтов (horizon scanning) в отношении возникающих проблем и факторов, которые появятся в будущем, и применяла метод «мягкого» прогнозирования, представляющий собой построение прогнозных сценариев.

Исследование дополнялось количественным методом, используя математический анализ для моделирования отношений, влияющих на теневой сектор, чтобы построить ряды количественных прогнозов и создать эконометрическую модель.[11]

На базе проведенных расчетов эксперты пришли к выводу, что доля теневой экономики в глобальном ВВП за период с 2011 по 2017 гг. сократилась с 23,1% до 22,5% ВВП.

В представленном докладе Россия вошла в пятерку стран с наиболее высокой долей теневого сектора экономики, заняв четвертое место в рейтинге из 28 обследованных государств.

Стоимость объема теневого производства в России в 2017 г. оценивалась в 33,6 трлн руб., что составляло примерно 39% от ВВП страны.

В специальном аналитическом докладе под названием «Россия: нелегальные финансовые потоки и роль теневой экономики» эксперты   американской исследовательской организации «Global Financial Integrity» (GFI)[12] оценивали уровень теневой экономики в России в 2013 г. в 46% ВВП страны. [13]

По мнению экспертов показатель доли теневого сектора в ВВП в диапазоне 40-50% считается критическим для экономического роста и финансовой устойчивости.

Одной из проблем при оценке масштабов проявления теневой экономики является совершенствования методик статистической работы и согласование оценок теневой экономики с методами реальной статистической практики, встраивание их в систему регулярных статистических измерений.

В частности, Госкомстат России для определения доли теневого сектора в экономике обычно использует метод корректировки ВВП, рассчитывая долю в ВВП доходов от скрытых и неформальных экономических видов деятельности, разрешенной законом. Данная методика соответствует рекомендациям международных организаций.

Достаточно объективным показателем измерения масштабов теневой экономики является показатель доли наличных денег в обороте, так как именно расчеты наличными являются финансовой основой существования и развития теневого сектора и сопутствующему ему коррупции.

В настоящее время в денежной базе России наличные составляют 75%, а во всей денежной массе в обороте – около 25%

В течение многих лет объем теневого сектора в России остается относительно стабильным. В периоды стагнации и кризисов он увеличивается, в периоды экономического роста предприниматели получают определенные стимулы для выхода из тени.

Наиболее высокая доля легальной ненаблюдаемой экономики в России приходилась на сельское хозяйство (подсобные хозяйства), строительство, операции с недвижимостью (черные риелторы и сдача жилья в наем), рынок автотранспортных средств и перевозок, рынок услуг служителей культа, шоу-бизнеса и др.

К легальной серой зоне экономики относятся различные виды услуг «фрилансеров», в том числе образовательные услуги (репетиторство, написание дипломов, диссертаций и др.), щоубизнес, услуги домохозяек, сиделок, медицинские и косметические услуги, церковные услуги, погребальные услуги, услуги так называемых «целителей» и магов и др.

Среди нелегальных секторов теневой экономики наибольшее распространение в России получил рынок наркотических средств, финансовый рынок (финансовые пирамиды, микрокредиты и обналичивание денежных средств), рынок труда, рынок интимных услуг, рынок оружия, игорный бизнес, многочисленные мошеннические схемы отъема денег у населения и др.

 

                       *             *              *

Неуклонный рост теневой экономики и экономической преступности в последние десятилетия является общемировым явлением, свидетельствующее о нарастании нестабильности и угрозы кризисов в сложившейся мировой социально-экономической системе.

Основными причинами существования теневой экономики обычно называют «провалы рынка» либо избыточное государственное регулирование.

В экономике России с начала проведения либеральных экономических реформ эти оба феномены давно и «удачно» сосуществуют.

Коме того, одной из причин высокого уровня теневой экономики в России являются последствия криминальной приватизации в начале 90-х годов прошлого столетия.

С теневой экономикой государство борется не первый год, но эффективность такой борьбы очень низкая и не приводит к кардинальному изменению ситуации.

Возникает вполне резонный вопрос. Можно ли победить теневую экономику? Пока мировая практика указывает на то, что полная и безоговорочная победа над теневой экономикой, также как полное искоренение коррупции, с которой она тесно связана маловероятна.[14]

Самая эффективная система централизованного управления не может ликвидировать теневую экономику, она лишь способна уменьшить ее масштабы.

При самых минимальных налогах и либеральных методах регулирования все равно какая -то доля налогоплательщиков будет уклоняться от их уплаты.

Поэтому речь может идти прежде всего о сокращении теневого сектора экономики России, за счет роста доли формальной «белой» экономики.

В России до сих пор нет комплексной программы борьбы с теневой экономикой. В Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 г. эта проблема лишь упоминается как угроза, с которой надо бороться. Конкретных мер не предлагается.

В Минэкономразвитии считают, что для борьбы с теневой экономикой необходимо проводить тонкую настройку налоговой системы, чтобы поддержать «белые» компании, тех, кто инвестирует, тех, кто внедряет инновации, тех, кто экспортирует, тех, кто будет помогать достичь более высоких темпов роста.

Необходимо изменить ситуацию, при которой нарушение законов приносит большую выгоду, чем их соблюдение. При этом очевидно, что одними заградительными мерами, снизить долю теневого сектора будет весьма проблематично.

В мировой практике есть страны, где налоговое бремя не меньше российского, а стоимость рабочей силы еще более высокая, но при этом предприниматели не стремятся уйти в тень.

Очевидно, причина не в «жесткости и неотвратимости наказания», а в нахождении оптимального баланса интересов между государством и бизнесом.

Уровень теневой экономики в России можно снизить за счет улучшения качества бюрократии, усиления контроля над коррупцией и увеличения доходов населения.

Среди первоочередных запретительных и стимулирующих мер для снижения уровня «тенизации» российской экономики можно выделить следующие:

  • совершенствование законодательства, выработка более унифицированных законодательных норм, в том числе в сфере налогообложения;
  • уменьшение налоговой нагрузки на предпринимателей, и прежде всего на малый и средний бизнес;
  • обеспечение защиты прав самозанятых граждан, упрощение режима их регистрации и деятельности и др.
  • легализация отдельных секторов теневой экономики и их интеграция в легальную экономику;
  • повышение прозрачности и эффективности государственного управления, развитие цифровой экономики и электронного правительства;
  • ликвидация нелегального рынка рабочей силы;
  • снижение масштабов коррупции в органах исполнительной власти, правоохранительных органах, корпоративном секторе и др.;
  • повышение эффективности налогового администрирования, в том числе усиление контроля в сфере уклонения от уплаты налогов крупными корпорациями, малым и среднем бизнесом;
  • использование современных технологий для мониторинга используемых населением моделей потребления и выявления незаконной деятельности;
  • увеличение числа безналичных транзакций, которые должны осуществляться через электронные платформы;
  • деофшоризация экономики и др.

Определенный вклад в борьбу с «теневиками» должен внести Банк России путем санации банковского сектора.

Необходимо продолжить ликвидацию финансовых организаций, «участвующих в обслуживании «теневой экономики» и сомнительных операций», сокращения объем незаконного обналичивания денежных средств.

Наемные работники, и предприниматели только до определенного предела и под очень сильным давлением исполнительной власти готовы жертвовать своими интересами и в конечном итоге доходами.

Поскольку объем теневой экономики и теневой занятости в России остается очень высоким, поэтому к запретным мерам, которые сейчас активно вводятся в отношении налогового администрирования, наличного денежного оборота, обналичивания денежных средств и др. необходимо добавлять и меры стимулирующего характера.

Поэтому сужение теневого сектора без роста ВВП и роста благосостояния граждан имеет ограниченные возможности.

Реальный рост ВВП, рост «белых» доходов населения, улучшение инвестиционного климата будет способствовать снижению доли теневого сектора.

 

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

 

[1] Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми ставками для предпринимателей и налоговыми поступлениями в бюджет государства. Концепция кривой подразумевает определение оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления в бюджет достигают своего максимума и не влияют на деловую активность.

[2] Система национальных счетов — система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических показателей, и характеризующая процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и ВВП. 

[3] Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. — М.: Современник, 1991. — 367 с.

[4] Артель в то время представляла собой добровольное объединение людей для совместной работы, как правило, с участием в распределении общих доходов и облеченных общей ответственностью за результаты своей деятельности на основе так называемой круговой поруки.

[5] В настоящее время Федеральное бюджетное научное учреждение «Институт макроэкономических исследований» Минэкономразвития России

[6]  Корягина Т.И.  Теневая экономика в России: истоки и статистика. М.: «Politekonom», 1997, № 1.

[7] Авторами доклада стали экономист Леандро Медина из африканского департамента МВФ и Фридрих Шнейдер из Университета Кеплера (Линц, Австрия). Исследование охватывает 158 стран и базируется на новых методиках оценки теневого сектора экономики.

В основу своей работы ученых положены три модели оценки теневого сектора.

Это модель Multiple Indicators Multiple Causes (MIMIC), которая позволяют учитывать несколько факторов и частично снять проблему «двойного счета» теневой экономики.

Модель - Currency Demand Approach (CDA), которая основана изучении спроса на денежном рынке, динамики изменения денежных показателей. 

Гибридная модель учета предсказанного значения» - Predictive Mean Matching (PMM). 

[8] https://www.reuters.com/, FINMARKET.RU, 7 февраля 2018 г.

[9] Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA). The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) — международная профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов в области финансов, аудита и учета. Организации была образована в 1904 г. В настоящее время объединяет 188 тыс. членов в 178 странах мира.

[10] Emerging from the shadows: the shadow economy to 2025. The Association of Chartered Certified Accountants (ACCA), June 2017, Glasgow, Great Britain.

[11] Оценка объема теневого сектора строилась на двухсекторной модели расчетного общего равновесия, в которую включаются основные макроэкономические показатели, в том числе: темпы прироста ВВП; ВВП на душу населения; доля расходов на потребление в ВВП; уровень занятости населения; доля налогов в ВВП; доля государственные расходы в ВВП; удельный вес инвестиции в ВВП: число интернет-пользователей на тысячу человек; доля безналичных расчетов; уровень развития электронной торговли и др.

[12] «Global Financial Integrity» (GFI)[12] - американская некоммерческая исследовательская организация, созданная в 2006 г. Штаб-квартира компании расположена в Вашингтоне, США. Основная цель организации анализ перемещения нелегальных денежных средств по всему миру. Ежегодно публикует доклады, посвященные анализу незаконного вывоза капитала из развитых и развивающихся стран.

[13]    Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy, «Global Financial Integrity» (GFI), USA, Washington, D.C., February 13, 2013.

[14] Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. Москва: Волтерс Клувер, 2009 г. - 236 с.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован